Об особенностях восприятия психотипов Печать
Автор: Istanaro   
03.09.2013 17:14

Об особенностях восприятия психотипов

Элвис Крумхолц

Среди любителей уже давно замечено, что типология А.Афанасьева «психософия» служит как бы мостом, с помощью которого соединяются разные теории и ветви психологии. Сам А.Афанасьев в книге «Синтаксис любви» указал на некоторые источники своей типологии, и можно лишь удивляться, как ему удалось систематизировать и обобщать их.

Однако начатая А.Афанасьевым работа пока еще далека до совершенства. Путь к 25 «безымянному» типу, иначе говоря, к гармонизации личности, прямо связан с познанием ресурсов своей личности, в котором значительную роль играет принятие своего восприятия, в том числе его особенностей. Чтобы помочь читателю понять и оценить свой личностный потенциал, автор данной статьи решил раскрыть суть механизма восприятия психотипов.

Автор статьи придерживается к распространенному мнению, что существует три основные разновидности восприятия - зрительное (визуальное), слуховое (аудиальное), кинестетическое. Каждому человеку, не испытывавшему необратимые физические травмы органов ощущения, присущи все три разновидности восприятия, но при этом вследствие более активного восприятия уменьшается продуктивность остальных. Совсем можно выделить 6 последовательностей восприятия:

а) Кинестетическое, Визуальное, Аудиальное;

б) Кинестетическое, Аудиальное, Визуальное;

в) Визуальное, Аудиальное, Кинестетическое;

г) Визуальное, Кинестетическое, Аудиальное;

д) Аудиальное, Визуальное, Кинестетическое;

е) Аудиальное, Кинестетическое, Визуальное.

Критерием понимания ведущего восприятие является его продуктивность, и это нельзя приравнивать к качеству воспроизводимой итоговой информации. По этой причине быть кинестетиком отнюдь не означает испытывать самый широкий диапазон ощущения, быть визуалом не означает владеть цветом и формой в самом совершенстве (даже не говоря об отличном зрении), быть аудиалом не означает обладать музыкальным слухом с рождения. Также следует отметить, что даже вербальная составляющая (употребление слов соответственного семантического поля) не является индикатором ведущего процесса восприятия, так как любой человек, подобно великим мастерам слова, всю жизнь способен расширять свой словесный запас, не говоря даже о манипуляции ими. Поэтому определение ведущего восприятия связано именно со способом долгосрочно пользоваться соответствующим каналом информации и осваивать нужную информацию в краткий период времени.

В связи с этим рассматриваются главные определения восприятия.

Кинестетическое восприятие является способом восприятия информации путем создания прямого физического контакта через любые ощущения, вследствие чего приобретенный опыт устойчиво сохраняется в памяти. Кинестетическое восприятие можно считать самым сложным, но одновременно самым прочным видом восприятия, так как оно целиком зависит от индивидуального опыта.

Визуальное восприятие является способом восприятия информации путем активизации зрительного канала, вследствие чего информация записывается в памяти через образы и шаблоны. Визуальное восприятие также продуктивно, как кинестетическое, но отличается тем, что визуальное восприятие быстрее и гибче, при этом оно подвержено некоторой субъективности, так как не всегда происходит слияние с объектом, о котором собирается информация.

Аудиальное восприятие является способом восприятия информации путем активизации слухового канала, активном обменом информации с внешними источниками информации. Аудиальное восприятие можно считать самым быстрым, но одновременно пассивным и неустойчивым видом восприятия, так как вследствие любой услышанной отличающейся информации может потерять значение предыдущий опыт и искажаться его смысл.

В своей книге «Синтаксис любви» А.Афанасьев указывал на особенности восприятия через все аспекты психософии. В нижеследующей таблице представлены соответствующие цитаты из ней, выделяя ключевые слова.

 

Функция

Воля

Эмоция

Логика

Физика

1

[..]1-я Воля дозволяет расположенным ниже функциям реализовываться только в «царственных», иерархически приподнятых формах[..]»

«Взгляд «царя» тверд, пристален, строг, напорист, и он сам знает власть своих глаз. »

«[.. Царь] предпочитает наиболее строгуюи по окраске, и по фасону одежду

«Шокирующая правда такова, что "романтик" - токующий глухарь [..].»

«[..Ф]ормы проявления пика 1-й Эмоции многообразны. Они могут принятьхудожественную форму (поэзия, живопись, музыка, танец) [..]

«[..К]ультура, будучи прямым производным от эмоций, - родная для него среда, позволяет 1-й Эмоции абсолютизировать собственные вкусы, без стеснения навязывать их другим.»

«Он позволяет себе начать монолог лишь в комфортных условиях

««Догматик» вообще тугодум — стайер, а не спринтер интеллекта

«Он часами может пребывать в одиночестве, занятый своими мыслями, не реагирующий на происходящее вокруг. »

«[..П]амять 1-й Логики [..] держит идеи, теории, концепции, но довольно слаба по части фактов, имен, дат, цифр.

«У последней [1-й Физики] она [грубоватость] выражается в малой восприимчивости, толстокожести органов чувств (слуха, осязания, обоняния и т.д.) »

«Обычно не принимая слишком близко к сердцу чужие боли и беды, «собственник», как никто, остро переживает собственныеимущественные и физические потери

«Легко схватывая суть дела, он быстрыми уверенными движениями достаточно рано начинает воспроизводить даже сравнительно сложные операции. Одним словом, у 1-й Физики с детства нет ни страха, ни проблем, связанных с ремеслами и механикой. »

2

«Общим во вкусе 2-й Воли является то, что она предпочитает неброскую, но и не сливающую ее с толпой одежду. »

 

«[..Ж]елание и возможность, благодаряобработке художественной информации, быть душой общества.»

«Мгновенно из тайников памятиизвлекается нужная информация, мгновенно и с полуслова усваивается,стремительно просчитываются варианты и рождаются гипотезы. »

«Еще одна заметная и забавная черта характера 2-й Логики — страсть делать пометки в книгах, особенно библиотечных. Читая с карандашом, она обильно уснащает страницы чертами, восклицательными и вопросительными знаками, «nb» и т.д. »

«Труженик» — существо в физическом смысле чрезвычайно контактное. Он любит касаться, гладить, ухаживать за людьми и предметами, которые считает своими, родственными, близкими .»

3

«Каким бы радикалом в искусстве, науке или на производстве не выглядел «мещанин», он всегда знает, что он не один, но в некой толпе и исполняет определенный социальный заказ. »

«Беззащитность 3-й Эмоции перед бурным извержением чувств воспринимается нами не более как казус, чудачество, но никак не личная драма.»

«Еще одна парадоксальная, на взгляд литературоведения, черта, объединяющая поэтов с 3-й Эмоцией, заключается в том, что, будучи тончайшими лириками, они оказываются в стороне от главной лирической темы - любовной.»

«[..]талант 3-й Логики, великой мастерицы изощряться в многовариантности, строить изысканные парадоксы, плести умозрительные кружева, доводить всякое положение до абсурда.»

«Мышление 3-й Логика — некий лабиринт, в котором все пути одинаково приемлемы, а выхода нет.»

«[..] «Выхожу к слушателям, как статуя командора. Все прекрасно и удивительно: язык не ворочается, в позвоночнике кол,на плечах тяжесть египетской пирамиды, а в мозгах — что там в мозгах, уже черт поймет.

Дымовая завеса. Забываю половину материала, никакие конспекты не помогают.»»

«[..]3-я Физика очень мнительна и с постоянным вниманием вслушивается в работу собственного организма

«Сенсорика 3-й Физики до крайности рафинирована. Слышать обертоны, которые не слышит обычное ухо, кожей чувствовать самые микроскопические изменения среды, обонять запахи, не улавливаемые носом среднего человека, видеть тональные переходы, которые не видит обычный глаз, — не составляет для нее большого труда.»

4

«[..]«Крепостной» не хозяин себе, его судьбой целиком правят рок и инерция. »

«Звание "зеваки" 4-я Эмоция получила потому, что она не столько производит, сколько потребляет художественную продукцию.»

 

«Полемический дар его открывался в безмятежной обстановке дружеского кружка

«Мозг «школяра» прагматичен, вперед и вширь смотреть не любит и быстро плесневеет без толчков извне

«[..]4-я Физика — [..] хороша своейтонкостью, бледностью, рафинированностью. »

 

 

Разглядывая таблицу горизонтально и вертикально, становится ясно, что за ведущее восприятие прежде всего отвечает расположение Логики. Также следует заметить, что Волей определяется степень зависимости от внешнего источника, Физикой - глубина ощущения, Эмоцией - форма ощущения.

В типологии А.Афанасьева Логика описана как функция обработки и восприятия информации. Мир Логики - это прежде всего информационный мир, и каждая из 4 Логик выполняет свою задачу в нем. Разновидность задач указывает на спектр деловых качеств любого индивида, а этим обосновываются пригодность и, более того, значимость каждого психотипа на свете.

Выше приведенные цитаты из «Синтаксиса любви» привели автора данной статьи к умозаключению, что у 1 Логики ведущей является кинестетическое восприятие, у 2 Логики - визуальное восприятие, у 4 Логики - аудиальное восприятие. Самое интересное, что автору данной статьи удалось выявить причину сложностей 3 Логики, которую можно выдвинуть в качестве гипотеза - многовариантность и парадоксальность мышления 3 Логики связано с наличием двумя равномерно сильных видов восприятия, вследствие чего перед обладателем 3 Логики часто лежит проблема выбора достоверного источника информации.

Визуально вышеизложенное можно представить через фигуру треугольника, вершины которого указывают на предельное проявление разновидности восприятия.

Чтобы решить высвеченную проблему 3 Логики, следует разделить данный треугольник более подробно и найти соответствующее место в нем. Для этого важно определить самый слабый канал восприятия и самый сильный.

Поэтому, у обладателя 3 Логики в почти равной степени могут быть развиты два канала восприятия:

а) визуальный и кинестетический,

б) визуальный и аудиальный,

в) аудиальный и визуальный,

г) аудиальный и кинестетический.

У кого же из 6 психотипов с 3 Логикой самая малая потребность аудиального восприятия? Таких психотипов 2 - ВФЛЭ и ЭВЛФ, а причина разная. У ВФЛЭ это обусловлено результативностью 1 Воли и 4 Эмоции, по влиянию которых нет естественного интереса долго прислушиваться к длительному выслушиванию мнения другого собеседника. Однако у ЭВЛФ аудиальное восприятие ограничено сочетанием 1 Эмоции с 4 Физикой, под влиянием которой услышанная информация порождает очень объемную внутреннюю картину, которую сложно собрать в одно целое (в отличие от ЭЛВФ, у которого задание такого рода решается быстро и просто по причине наличия контактного блока ЭЛ). Как замечено представителем данного психотипа, «ЭВЛФ сильно «переполняются» звуковой информацией и поэтому иногда «отключаются», поэтому же ЭВЛФ обычно не может слушать доклады, не делая заметок на бумаге – заметки играют роль «зрительного» представления информации».

Подобным образом легко определить, у кого же из 6 психотипов с 3 Логикой самая малая потребность визуального восприятия. Среди оставшиеся 4 психотипов с 3 Логикой это ФВЛЭ и ФЭЛВ. У них обоих самой мощной функцией является 1 Физика. Обладатель 1 Физикой обладает масштабным видением физической реальности, что в свою очередь мало мотивирует его на занятие кропотливой работой, которая не приносит видимый плод и выгоду. Однако для визуального восприятия необходимо направлять зрение на самые мелкие детали. Психотипи с ведущим контактным блоком ФЛ - ФЛЭВ, ФЛВЭ - данную задачу решают за счет четкого понятия структуры объекта, а ФЭВЛ и ФВЭЛ через стремления к красоте. В отличие от ФЭЛВ психотип ФЭВЛ нуждается в подтверждении своего статуса во внешнем виде, а в отличие от ФВЛЭ психотип ФВЭЛ в силу доминирующей Эмоции имеет четкий идеал красоты, что в свою очередь может служить мотиватором для деятельности такого рода.

Осталось 2 психотипа с 3 Логикой, у которых самая малая потребность кинестетического восприятия - ВЭЛФ и ЭФЛВ. При этом, у ВЭЛФ из-за наличия слабого контактного блока ЛФ, трудно соединить куски информации о физической реальности, а у ЭФЛВ зачастую не хватает мотивации заниматься интеллектуальной деятельности. В отличие от ФЭЛВ, у которого телесный контакт с любым объектом может становится источником радости из-за наличия контактного блока ФЭ, а у ЭФЛВ на выбор деятельности оказывает влияние личные эстетический предпочтения из-за контактного блока ЭФ.

Для определения самого мощного канала восприятия обладателей 3 Логики можно руководиться таким же методом.

По сравнению с другими психотипами, имеющим 3 Логику, самым сильным кинестетическим восприятием обладают ВФЛЭ и ФВЛЭ. Из-за 1 Воли ВФЛЭ скептически принимают опыт другого человека, что естественно приводит к предпочтению кинестетического восприятия. Сразу можно заметить, что в формуле психотипа ВФЛЭ присутствует контактный блок ФЛ, который используется для определения структуры объекта (её визуальной составляющей), что в свою очередь подтверждает выдвинутая гипотеза. У ФВЛЭ доминирующее кинестетическое восприятие объяснимo из-за доминирующей Физики и Логики, которые держат в поле зрение все происходящие физические процессы, делая обладателя активным участником познавательных процессов. При этом, вследствие 2 Воли и 4 Эмоции ФВЛЭ открыты к диалогу и словесной поддержке собеседника, т.е. приобретению слуховой информации. Однако по отношению к кинестетическому восприятию аудиальное восприятие можно считать второстепенным, так как оно не доминирующее.

Сильным визуальным восприятием обладают ЭВЛФ и ЭФЛВ. В силу доминирующих функций Эмоции и Логике ЭВЛФ и ЭФЛВ генерируют самые оригинальные и нестандартные идеи, которые проявляются в живописи, в архитектуре и других видах искусства. При этом, под влиянием контактного блока ВЛ у ЭВЛФ имеется мотивация самостоятельно заниматься исследовательской работой, что в свою очередь означает принять и воспользоваться кинестетическим восприятием. А у ЭФЛВ, под влиянием доминирующих функций Эмоции и Логики, есть мотивация обсудить любую идею.

Сильным аудиальным восприятием обладают ВЭЛФ и ФЭЛВ, что можно объяснить наличием активного контактного блока ЭЛ. При этом у ВЭЛФ, благодаря гибкости Эмоции и Физики, также имеется возможность активно пользоваться визуальным восприятием, так как 4 Физика позволяет вникать в самых мелких деталях объекта. А в свою очередь у ФЭЛВ, в силу доминирующих функций Физики и Логики, легко завязать физический контакт с любим объектом, открываясь кинестетическому опыту.

Таким образом в прежде приведенном треугольнике можно выделить место для психотипов, имеющих 3 Логики, как на этом рисунке.

Подобно можно упорядочить остальных психотипов, у которых ведущее восприятие определено.

Как упоминалось раньше, психотипам, имеющим 1 Логику, присуще кинестетическое восприятие.

Чтобы определить предельное кинестетическое восприятие (которые на рисунке лежат на левой стороне треугольника), можно руководиться факту, что 4 Эмоция лишена собственного вкуса, а для интенсивного ощущения более пригодна процессионная Физика. Таких психотипов 2 - ЛФВЭ и ЛВФЭ.

При этом, в отличие от ЛФВЭ психотипу ЛВФЭ присуще тонкое восприятие деталей в силе 3 Физики, что приводит к умозаключению, что у ЛВФЭ более развито визуальное восприятие чем аудиальное восприятие, а у ЛФВЭ, наоборот - аудиальное восприятие более развито чем визуальное.

Это позволяет разделить психотипов с 1 Логикой на две группы по принципу последовательности восприятия:

а) кинестетическое - визуальное - аудиальное;

б) кинестетическое - аудиальное - визуальное.

Естественно, что по изложенному выше принципу, т. е., наличии 3 Физики, визуальное восприятие сильнее аудиального восприятие у ЛЭФВ. Из-за наличия сильного контактного блока ЭФ, ЛЭФВ можно считать психотипом, который посреди остальных имеющих 1 Логику отличается сравнительно сильным визуальным восприятием.

Немножко слабее визуальное восприятие у психотипа ЛЭВФ в силе высокой Эмоции, имеющей собственное соображение красоты. При этом важно отметить, что вследствие 4 Физики у него кинестетическая связь относительно слабее, и его в представленном треугольнике следует помещать на право от ЛЭФВ.

Как отмечено А. Афанасьевым, в отличие от обладателей высоких Эмоций, психотипи, имеющие 3 Эмоцию более восприимчивы к звукам, особенно неприятным и вызывающим отрицательные эмоции. По этой причине довольно легко в предложенной модели треугольника вписываются остальные два психотипа ЛФЭВ и ЛВЭФ. Очевидно, что место ЛВЭФ из-за наличия 4 Физики лежит более на право и к верху в силе того, что он имеет контактный блок ЭФ, который, несмотря на свою слабость, позволяет замечать мелкие детали и действовать ними. В итоге этого этапа полученная картина пополнилось до вида, который представлен в рисунке снизу.

На следующем этапе рассмотрим обладателей 2 Логики как одаренных сильным визуальным восприятием. Это становится ясно, если учесть 3 разновидности контактных блоков:

а) ВЛ - создание собственной структуры в пространстве и физический контроль,

б) ЭЛ - творческое мышление, озвучивание и объяснение собственной идеи, которая порождается внутренне,

в) ФЛ - понятие физической структуры объекта и понимание обработки её.

Все выше перечисленные контактные блоки прямо связаны с активным использованием визуального восприятия.

Согласно прежде выложенному принципу обладателей 2 Логики можно разделить на две группы по последовательности восприятия:

а) визуальное - кинестетическое - аудиальное,

б) визуальное - аудиальное - кинестетическое.

Учитывая отличия между 3 Эмоции и 4 Эмоции, можно предположить, что у ВЛЭФ и ФЛЭВ секундарное восприятие аудиальное, а у ВЛФЭ и ФЛВЭ - кинестетическое. Частично это также объясняется структурой психотипов ВЛЭФ и ФЛЭВ, так как результативные функции Воля и Физика статичны и малоподвижны, тем самым ограничивая активный физический контакт, что необходимо для кинестетического восприятия. По этой самой причине у ЭЛФВ кинестетическое восприятие должно быть сильнее по сравнению с ЭЛВФ. Кроме того, процессионной Воле легче и естественнее войти в диалог со собеседником по сравнению с результативной Воли.

Если учитывать предельный визуальный контроль объекта, который обеспечивается ведущим контактным блоком ВЛ, становится ясно, что ВЛФЭ и ВЛЭФ следует разместить на вершине треугольника.

Естественно, что в силу 1 Физики и более активной 3 Воли у ФЛВЭ кинестетическая связь боле прочна по сравнению с ЭЛФВ, и ЭЛФВ способен замечать и обработать больше мелких деталей чем ФЛВЭ. Тоже самое применимо для различения местоположения для ЭЛВФ и ФЛВЭ. В итоге можно пополнять прежнюю картину до состояния, которое показано в рисунке сверху.

В окончательном этапе осталось выяснить местоположение психотипов, имеющих 4 Логику. Именно благодаря аудиальному восприятию, обладатели 4 Логики легко отзываются на новинки и в ходу обработки информации сразу же отбрасывают непригодные для использования сведения, что можно считать преимуществом перед другими психотипами.

Очевидно, что при высокой Эмоции и 3 Физике психотипы ВЭФЛ и ЭВФЛ имеют секундарное визуальное восприятие. Также из-за наличия 3 Эмоции у психотипов ВФЭЛ и ФВЭЛ секундарное восприятие - аудиальное. Разницей контактных блоков также объяснимы различия секундарного восприятия ФЭВЛ и ЭФВЛ. Контактный блок ЭФ нацелен на преобразование физической реальности, а контактный блок ФЭ нацелен на получение плода деятельности и наслаждение им. Также, если сравнить 1 Физику и 2 Физику, последняя легче мотивируема заниматься кропотливой работой. Поэтому у ЭФВЛ секундарное восприятие визуальное, а у ФЭВЛ секундарное восприятие кинестетическое.

В итоге выстроились два ряда последовательности восприятия:

а) аудиальное - визуальное - кинестетическое, присущее ЭФВЛ, ВЭФЛ, ЭВФЛ;

б) аудиальное - кинестетическое - визуальное, присущее ВФЭЛ, ФВЭЛ, ФЭВЛ.

Учитывая силу и диапазон секундарного восприятия, можно считать, что крайнее аудиальное восприятие присуще у ВФЭЛ и ЭФВЛ. Также из-за наличия 1 Воли у ВЭФЛ кинестетическое восприятие, личное построение физического контакта с объектом, более сильное по сравнению с ЭВФЛ. Также из-за наличия высокой Эмоции и 3 Воли ФЭВЛ склонен пользоваться визуальным восприятием чаще чем ФВЭЛ. В итоге треугольник восприятия психотипов получает вид, как показано в рисунке сверху.

Таким образом, выявлены все изложенные последовательности восприятия, которые обобщены в следующей таблице.

Последовательность восприятия

Психотипы

Кинестетическое - Визуальное - Аудиальное

ЛВФЭ, ЛЭФВ, ЛЭВФ, ВФЛЭ

Кинестетическое - Аудиальное - Визуальное

ЛФВЭ, ЛФЭВ, ЛВЭФ, ФВЛЭ

Визуальное - Кинестетическое - Аудиальное

ВЛФЭ, ЭЛФВ, ФЛВЭ, ЭВЛФ

Визуальное - Аудиальное - Кинестетическое

ВЛЭФ, ЭЛВФ, ФЛЭВ, ЭФЛВ

Аудиальное - Кинестетическое - Визуальное

ВФЭЛ, ФВЭЛ, ФЭВЛ, ФЭЛВ

Аудиальное - Визуальное - Кинестетическое

ЭФВЛ, ВЭФЛ, ЭВФЛ, ВЭЛФ

 

Каково преимущество знания последовательности восприятия? Независимо от ситуации, будь то деловая встреча или знакомство, создавая первого впечатление следует максимально сосредоточивать внимание собеседника по его первому каналу восприятия и не обременить его информацией по третьему каналу восприятия.

Таким образом, если у вашего собеседника третий канал аудиальный, вы добьетесь лучшего результата не длительным объяснением своей точки зрения, а показывая информацию наглядно на практике. Если же у вашего собеседника третий канал визуальный, лучше максимально выложить информацию в устной форме, порой призывая попробовать что-то из вашего предложения. Если же у вашего собеседника третий канал кинестетический, то можете показать свою идею путем презентации.

Если вы намерены строить серьезные отношения, то рекомендуется учитывать следующее:

а) психотипы, у которых ведущее восприятие кинестетическое, выражают свои чувства и любовь через прикосновения;

б) психотипы, у которых ведущее восприятие визуальное, выражают чувства и любовь через свою внешность, при этом оценивая привлекательность и красоту партнера;

в) психотипы, у которых ведущее восприятие аудиальное, выражают свои чувства и любовь словами, при этом ожидая от партнера мудрых и красивых слов взамен.

 

 

Обновлено 04.09.2013 19:53